Строительство мобильной сети на трассе «Амур»

У проекта строительства мобильной сети на трассе «Амур» есть 4 важных отличия от всего того, что мы делали раньше:

Во-первых, проект нечеловечески объёмный.

Во-вторых, он выполнялся в рекордные сроки.

В-третьих, для него использовалось самое современное оборудование.

И, в-четвёртых, все операторы Большой Тройки смогли работать бок-о-бок, что уже само по себе большое событие.

Всё началось с советского автопрома

После того как Председатель Правительства РФ проехал на «Калине» по трассе М58 «Амур», все три оператора приступили к достаточно быстрому развёртыванию инфраструктуры на ней. Мы работали в авральном режиме день и ночь, взрывали проходы для кабель-каналов, подвозили, монтировали и конфигурировали железо и выкладывались на полную. После всех проделанных работ мне, моим коллегам и нашим знакомым из штатов других операторов остаётся только гордится тем, насколько действительно круто мы вместе поработали.

Дело в том, что если бы вы проехали там же, то заметили бы, что на протяжении целых сотен километров телефон не «видел» сигнала сотовой сети ни одного из операторов. Ясное дело, для крупной федеральной трассы это не самая хорошая ситуация, которая требовала изменения. 30 августа 2010 года на совещании по дорожному строительству в г.Чите Председателем Правительства РФ была поставлена задача по оборудованию автомобильной дороги М58 Чита-Хабаровск (трасса «Амур») подвижной радиотелефонной связью с завершением работ в сентябре 2011 года.

трасса «Амур»
Трасса «Амур»

Ситуация на начало проекта

На тот момент покрытие трассы сетями операторов большой тройки составляло: Вымпелком – 39%, МТС – 56%, Мегафон – 60% (по данным РЧЦ при уровне замеров -100 dBm). Дело в том, что у МТС и Мегафона на момент реализации проекта уже были лицензии GSM 900 на территории всех трех субъектов РФ, по которым проходит трасса «Амур» (Забайкальский край, Амурская область, Еврейская автономная область), а у «Билайна» были только лицензии 3G на территории Забайкальского края и ЕАО и GSM 1800 на территории Амурской области.

Самое время привести небольшую географическую справку. Федеральная трасса Чита — Хабаровск проходит по территориям трех субъектов РФ, общая протяженность трассы составляет 2.165 км. Для понимания глобальности поставленной задачи напомню, что расстояние от Москвы до Берлина составляет всего 1.606 км (или 1.820 километров по трассе).

Первое большое сотрудничество

Понимание глобальности поставленной задачи, подтолкнуло операторов Большой тройки к беспрецендентному шагу, а именно к принятию решения о паритетном разделении затрат на строительства сетевой инфраструктуры. Если везде по стране у каждого из операторов свои сайты и своё железо, то здесь в качестве базовых использовались общие платформы, согласованные по стандарту. Данное решение позволило снизить капиталовложения в проект каждого из участников более чем в полтора раза. Вообще, это удивительный случай, когда каждый из операторов реально начал работать в тесном контакте с остальными, что до этого момента считалось просто невероятным для отечественного рынка.

После определения адресной программы строительства антенно-мачтовых сооружений, определение и согласование которой проходило при участии планировщиков трех компаний, определились объемы работ, которые отводились каждой из сторон. Для организации 100% покрытия трассы сетями трех операторов, потребовалось установить в дополнение к существующим позициям 102 вышки, из которых в зоне ответственности компании Вымпелком оказались 38, МТС – 32, Мегафон – тоже 32. Для обеспечения полного покрытия трассы операторам было необходимо запустить 283 базовых станций, из которых 101 БС – ВымпелКом, 91 – МТС, 91 – Мегафон.

Желтый — наши сайты («Билайн»), зелёный — Мегафон, красный — МТС
Желтый — наши сайты («Билайн»), зелёный — Мегафон, красный — МТС

Связь

Единственным технологическим решением, которое позволило бы оперативно организовать транспорт вдоль трассы, стало построение транспортной сети на основе радиорелейного принципа связи (оборудование РРЛ). В данном направлении также был достигнут принцип межоператорского взаимодействия, основанный на разделении магистральной транспортной сети на 3 сегмента, определенных по географическому признаку. Каждый сегмент находится в зоне ответственности соответствующего оператора. Комплекс мероприятий по планированию, строительству и интеграции РРЛ в пределах своего кластера каждый оператор осуществлял самостоятельно, основываясь на согласованных технических требованиях и принципах организации каналов связи. Приведу основные положения данного соглашения:

— Возможность передачи как пакетного трафика, так и трафика TDM
— Минимальная пропускная способность РРЛ 150 Мбит/с в одной поляризации
— На магистральной РРЛ организовано 3 туннеля шириной 50 Мб для каждого оператора

Официальная часть

Проект координировался непосредственно Минкомсвязи России с привлечением государственных структур, содействовавших в выделении земельных и лесных участков, строительстве подъездных дорог. Обеспечение энергоснабжения объектов было возложено на ОАО «РАО ЭС Востока», ОАО «МРСК Сибири», ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «РЖД». Бюджет проекта составил 4,7 миллардов рублей, из которых примерно 2,4 было использовано операторами «Большой тройки» на возведение объектов связи, а 2,3 выделило государство на обеспечение электропитанием и строительство подъездных путей к объектам.

Закладка фундамента первой башни «Билайна» по проекту «Амур» состоялась 22 апреля 2011 года с участием Заместителя Министра связи Н.С. Мардера в поселке Оль (Еврейская автономная область). Символично, что именно этот объект ОАО «ВымпелКом» стал первой выведенной в эфир базовой станцией проекта «Амур», и именно там в октябре была организована видеоконференцсвязь министра связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щеголева и заместителя председателя Правительства РФ Сергея Иванова.

Как мы взрывали и вывозили

Строительство такого количества объектов буквально за 4 месяца (основная фаза строительства стартовала лишь в конце мая) являлось нетривиальной задачей, прежде всего в силу слабого развития энергетической и транспортной инфраструктуры в регионе, необходимости строительства длинных подъездных дорог. Общая длина подъездных путей к объектам связи, построенных операторами, составляет более 100 километров, а протяженность последней мили энергетики превышает 500 километров.

Новенькая базовая станция
Новенькая базовая станция

Так, на одной из позиций Вымпелком (234-й километр) в Еврейской автономной области для установки башни на вершине сопки, находящейся на расстоянии 200 метров от трассы «Амур», потребовалась прокладка в скальном грунте серпантинной дороги общей протяженностью 3,5 километра, где потребовалось не только вырубить и вывезти лес на всей протяженности дороги, но и проводить взрывные работы. Никогда не думал, что «Билайн» будет заниматься горно-проходческим делом, но пришлось.

В Амурской области пришлось потрудиться с установкой базовой станции в посёлке Ороченский. Для строительства подъездного пути к месту расположения БС также велись взрывные работы. Запуск позиции Красная Падь в Амурской области вообще производился в абсолютно рекордные сроки: от момента получения разрешения на строительство до момента запуска прошел всего 1 месяц! За это время на позиции был вырублен лес, построена подъездная дорога, залит фундамент, смонтирована АМС высотой 70 метров, интегрировано оборудование.

Жанна-Чичатка: русская дорога
Жанна-Чичатка: русская дорога

 

Жанна-Чичатка: начало строительства
Жанна-Чичатка: начало строительства
Оль, закладка
Оль, закладка

 

Оль, аппаратная
Оль, аппаратная

Сложности были связаны и с огромными расстояниями. Например, между крайними БС «Билайн» в Амурской области расстояние составляет более 1000 километров (от Аячи на границе Забайкальского края и Амурской области до Казачего на границе ЕАО). Несмотря на это, в последние недели сентября удавалось запускать до 30 БС в неделю, в первую очередь за счет фактически круглосуточной работы подрядных организаций и сотрудников филиалов нашей компании.

Обязательно надо отметить сотрудников отдела эксплуатации транспортной сети. Ребята, получив абсолютно новое оборудование РРЛ и имея только документацию и программное обеспечение, самостоятельно разобрались, сконфигурировали, прописали маршрутизацию всей транспортной сети на новом железе вдоль всего участка в зоне ответственности «ВымпелКом», поскольку времени на привлечение квалифицированных специалистов со стороны поставщика (как это делается в обычных условиях) просто не было. Если среди читателей есть интеграторы, то вы прекрасно поймёте, насколько это сложная задача.

Пятилетку — за три года!

15 сентября – 3 БС в эфире
19 сентября – 7 БС в эфире
23 сентября – 13 БС в эфире
28 сентября – 22 БС в эфире
30 сентября – уже 46 БС в эфире
02 октября – более 70 БС в эфире
04 октября – 84 БС в эфире

Безусловно не все работы удалось завершить ровно к первому октября, как изначально планировалось. Так например половина позиций пока работает по временной схеме электроснабжения посредством установленных дизель-генераторных установок — электричество к таким объектам нужно вести несколько десятков километров. Могу совершенно однозначно заявить, что со стороны операторов Большой Тройки были приложены максимальные усилия, если не сказать сверхусилия, чтобы достичь такого результата.

Светлое и внезапное будущее в деревнях

Если говорить о социальной значимости проекта, то помимо организации связи на протяжении всей трассы необходимо отметить, что к трассе прилегает более 100 населенных пунктов, в которых проживает более 150 тысяч человек. При этом 50 поселков вообще были впервые телефонизированы. Обеспечение радиопокрытия на всем протяжении трассы «Амур» позволяет ускорить развитие придорожной инфраструктуры и существенно повысить удобство и безопасность магистрали для участников дорожного движения. Помимо голосовой связи, в результате реализации проекта жители прилегающих к трассе территорий получили возможность воспользоваться высокоскоростным Интернетом-доступом по технологии 3G.

Финальная приёмка

3 октября 2011 года Игорь Щеголев посетил федеральную трассу и проехал от Хабаровска до Благовещенска, лично проверяя результаты выполнения поручения Председателя Правительства РФ при помощи своего мобильного телефона. Как выяснилось в ходе поездки, министр пользуется услугами связи именно нашей компании, поэтому и о результатах проделанной, не побоюсь этого слова, колоссальной работы господин Щеголев судил именно по покрытию сети «Билайн». Игорь Олегович остался полностью удовлетворен результатом, о чем лично вскоре доложил Владимиру Владимировичу Путину.

«Полное покрытие трассы «Амур» мобильной связью приближает Дальний Восток к европейским стандартам доступности телекоммуникационных услуг. Модернизация транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры идет полным ходом не только в европейской части, но и на востоке страны. Равномерное развитие информационной инфраструктуры, ликвидация цифрового неравенства — приортетные задачи. Этот проект – успешный опыт частно-государственного партнерства в создании инфраструктуры в малонаселенных и труднодоступных регионах страны», — отметил министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Игорь Щёголев.

P.S. Да, топик выглядит как новость из времён Советского Союза о строительстве БАМ, первом выходе человека в космос или чём-то подобном. И — да, для нас это действительно почти такое же большое достижение. У нас появился очень сложный и почти невероятный проект, и мы справились. Это очень вдохновляет.

См.также: Бованенково – организация связи на газовом месторождении в вечной мерзлоте

KBoldyrev habrahabr.ru