Бованенково – организация связи в вечной мерзлоте

Мы организовали связь на Бованенковском нефте-газо-конденсатном месторождении (НГКМ) в Ямальском районе ЯНАО. Внизу, под станциями, примерно 5 триллионов кубометров газа. И, как это водится в России, место настолько глухое, что рядом нет реально ничего. Вообще.

Начало строительства земного терминала спутниковой связи (ЗССС), сваи глубоко забиты в вечную мерзлоту

Начало строительства земного терминала спутниковой связи (ЗССС), сваи глубоко забиты в вечную мерзлоту

Только в 2011 году была введена в эксплуатацию ведомственная железная дорога станции Обская до объекта. На регулярной основе туда летают вертолеты из Надыма и Салехарда, которые доставляют смены. На месторождении есть речной порт, летом открыта водная навигация. При всём при этом – утро может начаться с того, что снаружи -50, а монтировать всё равно надо.

Место

Рельеф на Ямале плоский, таких сложностей, как с алмазными месторождениями у коллег, здесь не было. Если в случае алмазов рельеф – это огромная воронка, в которую нужно «задувать» сигнал с высокой башни связи, то здесь всё проще – просто обычная низменность. Но проблема в большой площади – нам нужно было покрыть три разнесённых географически объекта. Плюс связь с MSC (коммутатор) возможна только с через спутник, иначе пока никак.

Место расположения летом
Место расположения летом
Расположение на карте
Расположение на карте

Такие проекты достаточно дороги и окупаются медленнее, чем в БС в городах, поэтому планирование и проектирование идет долго, аккуратно, и не всегда получаем в итоге добро на строительство. Здесь мы имели возможность для первого этапа использовать 2G-оборудование, которое в результате модернизации сетей (SWAP) было перемещено из другого филиала. Переиспользование оборудования существенно удешевило проект. С технической же стороны оно полностью функционально и еще долго послужит в условиях сурового климата. Думаю, мы и дальше продолжим эту практику.

Вид зимой, вид по направлению излучения одного из секторов

Вид зимой, вид по направлению излучения одного из секторов

Итак, решили строить 3 базовых станции, причём две из них связываются с третьей по РРЛ, а около третьей непосредственно установлена ЗССС, откуда идёт канал с наших базовых станций на спутник (прыжок на орбиту). Приземление канала происходит на спутниковом хабе в Москве, откуда по магистральной оптике он направляется до коммутатора Ноябрьска.

Строительство ЗССС
Строительство ЗССС

Бованенково представляет собой здоровенный производственный комплекс с крупной жилой частью в качестве ядра и многочисленные технологические площадки, раскиданные на 10-15 км в окрестной тундре. В смене обычно чуть меньше 10 тысяч человек, все участвуют в промышленной разработке месторождения. Базовые станции расположены на трех ключевых объектах месторождения – в аэропорту, на территории базы. В аэропорту антенная система размещена на монопольной конструкции на контейнере (выше на фото). На других базовых станциях использовались ГП-1 и ГП-2 – существующие антенно-мачтовые сооружения ООО «Газпром добыча Надым». Если бы ещё и строили свои сооружения как из конструктора «собери башню сам», то было бы нереально сложно.

Люди

Пользоваться сотовой связью «Билайн» смогут порядка 10 тысяч вахтовиков в посёлке Бованенковском и непосредственно на месторождении. В основном — газодобытчики, газотранспортники, железнодорожники (через Бованенково теперь проходит самая северная в мире железная дорога), а также сотрудники подрядных организаций.

Башня связи

В настоящий момент на станциях работает 2G, готовится к запуску 3G-сеть. Текущая нагрузка — около 30 Эрланг. В 2G существующая скорость порядка 50-70 кбит/с при нормальной (то есть в этих условиях – почти полной) загрузке соты. После запуска БС стандарта 3G максимальная ёмкость, которая будет доступна для абонента, составит 8 Мб/с (это максимум, ограниченный полосой канала). По факту, скорее всего, если никто не будет качать торренты, средняя скорость будет до 2 Мбит/с (по опыту похожих проектов).

Большая часть абонентов использует телефоны для звонков и доступа к соцсетям, чтобы общаться с родными. Учитывая обилие развлечений на территории, трафик на соцсети идёт практически постоянно.

Особенность связи, как и везде со спутником, – пинг больше секунды. Страницы грузятся быстро, но не сразу, если требуют множества мелких запросов, зато фотографии и музыка открываются со вполне нормальной скоростью.

Техподдержка и обслуживание на таких далёких объектах – вечная сложность. В случае сложной поломки нужно доставлять запчасть вместе с инженером вертолётом. В случае проблем поменьше – достаточно удалённого доступа и «эникейшика» на месте. Поэтому мы решаем возникающие проблемы силами инженеров связи на месте, когда нужно сделать что-то руками.

Оборудование

Во-первых, всё стоит на вечной мерзлоте. При проведении работ по установке конструкций в землю и на землю подход своеобразный. Это не первый опыт строительства в таких условиях, мы обычно используем СОУ или же монтируемся на специальных столбах. Опыт, полученный в Бованенково, пожалуй, самый ценный и труднее всего доставшийся.

Аппаратная, на полу – диэлектрические коврики, положенные возле каждой установки
Аппаратная, на полу – диэлектрические коврики, положенные возле каждой установки

 

Кабельный мост внутри аппаратнойКабельный мост внутри аппаратной

Климат тут сложный. Заполярье вообще не всегда радует дневным светом – световой день 3-4 часа в сутки зимой. Осенью и весной другая напасть – туманная погода, причём туман такой плотный, что полёты самолётов и вертолётов запрещают. Летом размывает дороги, зато есть возможность путешествовать по воде. В общем, полный набор.

Интересно, но даже в столь холодных условиях актуален вопрос охлаждения. На БС стоят кондиционеры типа сложных сплит-систем с зимними комплектами. Помещение же под БС представляет собой контейнер, который ставится у основания высотной опоры, из него выходит фидер, поднимается по антенно-мачтового сооружениям и подключается к антенне. В нашем проекте на двух позициях мы используем готовые помещения.

В подобных проектах мы применяем оборудование, способное работать в суровых климатических условий России.

Контейнер-аппаратная. Это — один из вариантов установки мобильной БС, т.е. при желании можно всегда контейнер без особых трудностей переместить в другое место. Мы не могли доставлять плиты, строить основание и т.п. Для создания своеобразного фундамента, мы погрузили в контейнер металл, доставили его до точки установки, собрали его на месте в виде эдаких саней, на которых установлен контейнер. Естественно, конструкция зафиксирована и никуда не уедет.
Контейнер-аппаратная. Это — один из вариантов установки мобильной БС, т.е. при желании можно всегда контейнер без особых трудностей переместить в другое место. Мы не могли доставлять плиты, строить основание и т.п. Для создания своеобразного фундамента, мы погрузили в контейнер металл, доставили его до точки установки, собрали его на месте в виде эдаких саней, на которых установлен контейнер. Естественно, конструкция зафиксирована и никуда не уедет.

Были и сложности при строительстве ЗССС, и отказ оборудования после монтажа (шла долгая замена по всей цепочке), но в свой план по срокам мы уложились.

В общих чертах: ничего сверхъестественного в строительстве и запуске данных объектов нет. Трудности логистики, вечная мерзлота, морозы, и т.д. — это нормальное явление для наших краев. Вообще, северные территории — удовольствие непростое, и хорошо, что необходимые башни здесь были уже существующие. Если бы мы строили сами (как часто делаем на других, более сложных инженерно объектах), то сложности могут быть на всех этапах начиная от изыскания грунтов и заканчивая строительными работами.

Место соединения заземляющего кабеля. Чтобы данное соединение не находилось в натяжении из-за колебаний температур для минимизации риска его разрыва, делается вот такая петля.Место соединения заземляющего кабеля. Чтобы данное соединение не находилось в натяжении из-за колебаний температур для минимизации риска его разрыва, делается вот такая петля.

Соединительные колодки в точке подключенияСоединительные колодки в точке подключения

В планах дальнейшего освоения Севера — строительство базовых станций в районе Сабетты и Тамбея на восточном Ямале, где также ведётся перспективная разработка месторождения газа. Скорее всего, это Мессояха, Сабетта, Паюта, Нурма-Яха и другие предприятия региона. Монтажи у нас относительно частые, но каждый запуск — это новый опыт и маленькая победа.

См.также: Строительство мобильной сети на трассе «Амур»

KuznetsovAM habrahabr.ru