Viber помогает транслировать положительные эмоции: интервью с Михаилом Шмиловым

Популярнейший VoIP-сервис Viber работает уже больше пяти с половиной лет. За это время программа приобрела 600 миллионов уникальных пользователей и наверняка заставила поволноваться их мобильных операторов – приложение бесплатно для загрузки, а для связи использует Интернет-соединение, что приводит к значительной экономии на звонках и сообщениях. Об идее создания приложения, борьбе со спамом и миссии компании рассказал ее глава, Михаил Шмилов.

Об идее создания приложения, борьбе со спамом и миссии компании рассказал ее глава, Михаил Шмилов

Расскажите про идею создания приложения — как она родилась?

Основатели компании много путешествовали, и им было необходимо постоянно находиться на связи по их совместному проекту iMesh. Но в 2010 году на рынке не было удобных приложений для звонков. Так на свет появился Viber.

Кстати, с названием связана интересная история. Тальмон Марко и Игорь Магазиник вместе с командой не могли прийти к единому мнению про то, как должен называться сервис. Вместе с тем они понимали, что название должно быть простым, звонким и легко запоминающимся. В один из дней знакомый программист в беседе упомянул, что у него припасен короткий домен Viber.com. И в один момент решилось, как будет называться запускаемый сервис.

Об идее создания приложения, борьбе со спамом и миссии компании рассказал ее глава, Михаил Шмилов.

Сегодня компании часто оперируют таким понятием, как “миссия”. В чём заключается ваша?

Миссия Viber — соединять людей во всём мире с родными и близкими, с людьми, которые действительно важны для наших клиентов. Viber помогает транслировать положительные эмоции и делать действительно важные вещи.

Много у вас сейчас пользователей, есть данные по России?

На сегодняшний день аудитория Viber более 600 млн. уникальных пользователей по всему миру. Что касается России, то здесь аудитория составляет более 40 млн.

Об идее создания приложения, борьбе со спамом и миссии компании рассказал ее глава, Михаил Шмилов.

Чем вы обеспечиваете функционирование такого масштабного сервиса, только стикерами или есть другие источники доходов?

Доходы Viber строятся за счет дополнительных возможностей, в том числе стикеров, игр, доступных всем пользователям в России, возможности совершать звонки на любые телефонные номера с помощью Viber Out. Основа бизнеса Viber — это небольшие платежи. Наша долгосрочная цель заключается в увеличении RPU (доходности в расчете на пользователя). Мы – быстро развивающаяся компания, которая хочет создать новое определение для категории мобильных мессенджеров и быть по-настоящему креативной. Мы не просто технологическая компания, а сильный бренд, обладающий своей личностью.

Суть Viber остается неизменной – мы по-прежнему предлагаем возможность бесплатного обмена сообщениями, голосовыми и видеозвонками для всех пользователей сервиса. Приложение Viber бесплатно для загрузки и мы не будем показывать рекламу.

Viber помогает транслировать положительные эмоции: интервью с Михаилом Шмиловым

Расскажите о разработчиках — сколько человек было в команде, как она набиралась?

В начале, когда создавался Viber, число разработчиков составляло 6 человек. Однако в связи с фантастическим приростом пользователей команда стала активно расширяться. За первые дни, когда мы выпустили приложение в Израиле, сразу пришли десятки тысяч пользователей, а спустя три дня, как мы открыли приложение миру, наша база пользователей насчитывала уже миллион. На сегодняшний день наш штат сотрудников состоит почти из 300 человек, работающих в 10 офисах по всему миру. 200 человек – это команда R&D, 30 – специалисты по продукту и дизайну, остальные сотрудники – это маркетинг-команда, служба поддержки абонентов и представители менеджмента.

С какими трудностями столкнулась команда, как их преодолевала?

Один из наиболее серьёзных вызовов, с которым мы сталкиваемся — это широкая география работы Viber. К счастью, нам сильно упрощает работу общение с командой в Viber, а также использование дополнительных средств коммуникации, таких как Jira и Dapulse.

Перейдём к вопросам, наиболее волнующим пользователей: что вы делаете для борьбы с нежелательными сообщениями?

Для борьбы со спамом работа идет по нескольким направлениям. Прежде всего, недавно мы выпустили обновление, которое позволяет получать сообщения только абонентов из списка контактов. Теперь спам не маячит среди других сообщений, его можно заблокировать, даже не читая, и заодно пожаловаться в службу поддержки. Кроме того, мы блокируем ссылки и номера в сообщениях, которые приходят с неизвестных номеров. Нужно отметить, что много важных действий для борьбы с рекламными рассылками уже предпринято, и мы продолжаем работать в этом направлении, отслеживая активность спамеров и блокируя их сообщения.

Viber помогает транслировать положительные эмоции: интервью с Михаилом Шмиловым

Не проще было добавить возможность получать сообщения только от контактов?

Подобное обновление было бы простым и логичным, однако из-за этого у пользователей терялось бы огромное количество возможностей для добавления новых контактов. Мы решили подойти к решению вопроса с другой стороны и ввели смягченный вариант обязательной авторизации. Но, как и прежде, нежелательный номер можно заблокировать одним кликом. Если же вы все же хотите прочитать сообщение, а уже потом принять решение о блокировке пользователя, вам будут доступны еще три опции в следующем меню: заблокировать, пожаловаться на спам и добавить в контакты.

Тогда вопрос про игры: почему они реализованы как отдельные приложения, а не запускаются через чат?

Это бы серьёзно перегружало приложение, а мы стремимся сделать его максимально быстрым и легким. Также на сегодняшний день достаточно трудно синхронизировать игровой процесс с общением в чатах без запуска игры через отдельное приложение. Однако мы постоянно ищем новые способы оптимизации этой задач, и одно из направлений в решении этого вопроса — тестирование игр на платформе HTML5.

Поделитесь секретом, когда в приложении появится возможность менять темы оформления целиком, а не только обои?

Мы не уверены, что подобная опция поможет нам улучшить кастомизацию приложения. На самом деле, наше основное направление работы – это все же улучшение качества работы и развитие функционала. Тем не менее, мы понимаем, что смена темы интерфейса, безусловно, была бы полезна многим пользователям и проводим соответствующие тестирования этого сервиса.

Что ждет нас впереди, какие планы у вашей компании?

Прежде всего, планы касаются улучшения качества звонков и общения через текстовые сообщения. Мы также работаем над развитием сервисов для передачи файлов и организации конференц-коллов. Эти и многие другие обновления появятся в Viber в самое ближайшее время.

И наш фирменный вопрос для вас лично: какими гаджетами пользуетесь?

Я использую Viber на моём Nexus 6, MacBook PRO и iPad Mini. У меня была идея постоянно переключаться между IOS и Android платформами, однако я слишком привязан к Android-системе.